суббота, 26 ноября 2011 г.

О еретичестве Сергия Страгородского


О еретичестве Антония Храповицкого имеются неплохие работы, которые можно найти в И-нете. Это прежде всего труды Архиеп.Феофана Полтавского, Архиеп. Серафима Соболева, книжка о.Епифания Чернова и др. Но разбора еретических взглядов ученика Антония Храповицкого - Сергия Страгородского - в И-нете работ почти нет. Чтобы восполнить этот пробел, мы будем выкладывать по мере подготовки данную работу Архиеп. Серафима Соболева: 
 
ПО ПОВОДУ КНИГИ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ
«ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ»

ВСТУПЛЕНИЕ
В своей книге "Православное учение о спасении" Архимандрит Сергий (1) решает главный вопрос христианства, имеющий для нас важное жизненное значение. И это значение понятно, ибо говорить о спасении, это значит, иметь в виду наше истинное счастье: и настоящее временное, и будущее - вечное.
Но насколько данный вопрос имеет такое важное значение для нашей жизни, настолько он является глубоким и трудным для богословского мышления и именно потому, что он, прежде всего, есть вопрос жизненный. Для правильного его решения надо, чтобы последнее исходило не столько от нашего ума, сколько от нашего чистого сердца. Здесь, в особенности, следует помнить слова Христа: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (2) Чистота сердца есть плод истинной христианской жизни, есть следствие победы христианина над страстями благодатию Св. Духа через великие нравственные усилия свободной воли.
Ясно отсюда, что только в богословии святых отцов Церкви, основанном на их святой жизни, на их сердечной чистоте, мы можем найти незыблемыя основания для безошибочного решения богословских вопросов и, в частности, вопроса о спасении.
Правда, в книге архим. Сергия мы находим поразительное изобилие цитат из святоотеческих творений, приводимых автором в качестве основания для его взгляда на дело нашего спасения. Но в то же время здесь, к сожалению, наблюдается неправильный метод пользования творениями св. отцов Церкви, изречения коих приводятся при свете их толкования автором в пользу его собственного взгляда на спасение. В итоге получается учение о спасении, принадлежащее не Свящ. Писанию и святым отцам, а самому архим. Сергию.