вторник, 26 января 2016 г.
Послание Св. Синода 1721 года о дозволении браков с иноверцами
1721 года, августа 18. Послание
Святейшаго Синода к православным. — О
безпрепятственном им вступлении в брак с иноверцами.
Святейший Правительствующий Синод
Всероссийския Православныя церкве сыновом радоватися о Господе.
В нынешнем 1721 году Маия 6 дня, нам,
Правительствующему Синоду, подано из Берг-Коллегии доношение, а в нем написано:
в прошлом 1720 году, по Именному Его Царскаго Величества указу, посланы в
Сибирскую Губернию для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо
заводов, от артиллерии Капитан Василий Татищев, да Берг-мейстер Блиер с
прочими, которым велено, ежели из обретающихся в Казанской и Сибирской
Губерниях из Шведских арестантов из Офицеров и прочих служителей, и хотя уже
которые и службу приняли, а найдется к рудному делу способные, оных к рудному
делу принимать невозбранно, о чем и из Военной Коллегии указом позволено ж. И
Марта в 7 день сего года, из Сибирской Губернии помянутой Капитан Татищев и
Берг-мейстер Блиер в Берг-Коллегию писали, что де обретающиеся тако Шведские
пленники, многие имеют охоту селиться для торгов, где б особное место им дано
было, и позволено б было жениться им на Русских девках без пременения их веры.
Но понеже у многих, которые было поженились волею, за разность веры, жен
поотняли, и отданы иным в супружество, и для того опасен всякой принять и
службы, ибо своея веры жены достать тамо не может, а Русской не дают; а по
мнению Берг-Коллегии, обретающимся тамо Шведским пленникам, которые имеют
искуство в рудных делах и в торгах, и в службу Государеву идти пожелают: и
таким в женитьбе оной на Русских девках, без перемены их закона позволение дать
надлежит: понеже в чужих краях в рудных делах гораздо искусных людей достать
трудно, и мало таких сыскать можно, дабы кто, тамо оставя свои домы и промыслы,
и в Россию пошли в службы, а инде оным в выезде в службу в Россию от Потентатов
их и не без запрещения.
И понеже брачитися православным с
иноверными, дело есть не без сомнительства совести. Ибо как в ветхом завете,
так и во время новаго, обретаются заповеди и правила, брак таковый отрешающия.
Того ради Правительствующий Духовный Синод, смотря на некия главныя таковых
браков вины и нужды в Российском Государстве, и желая подать врачевство
бываемому о сем недоумению простосердечных, но немощных, и в учении неискусным
человек, судил за должность свою ясно протолковать, коих ради вин браки с
неверными, или с иноверными, то есть с Христианы, но в некиих догматах нам
несогласными, запрещаются. Ведати же к сему подобает, что брак вернаго мужа с
женою не точию иноверною, но и весьма неверною, такожде и жены верной с
неверным мужем, не есть сам собою нечист, или богомерзк, и лице верное самим
ложа сообщением оскверняющий. Ибо Апостол в первом послании к Корифеом, в главе
7, не велит мужеви верному жену неверную, такожде и жене верной мужа невернаго
оставляти, разве само неверное лице расторгнет брак. И хотя речь Апостола есть
не о хотящих сочетатися браком, но о сочетавшихся уже лицах вернаго с неверным;
однако ж яве показует, что брак таковый не есть сам собою скверный. Аще бо был
бы скверный, то повелел бы Апостол лицу верному, с неверным сочетанному,
разлучиться от невернаго, и весьма таковому браку ясно беззаконному развод
указал бы. Согласуют же нам в сем слове и великие учители Златоустый, Дамаскин
и Феофилакт в толкованиях своих на перваго послания к Коринфом главу 7. И да не
речет кто, что Апостол в начале обращения языков ко Христу, за скудость мужей и
жен верных, не разрушал таковых браков; всяк да посмотрит в Деяния
Апостольская, коликое множество везде проповедию Апостольскою обращалось и в
самом Коринфе мнози, слышавшия проповедь Павлову, вероваху и крещахуся (Деяний
18). И еще в тожде время в Коринфе повелевая, Господь Павлу в видении
проповедати небоязненно, предвозвестил ему о обращении многих людей в граде
том. Утвержден же Павел явлением и таковым предвозвестиям Господним, проповедал
в Коринфе неисходно лето и месяцев шесть. И отсюда является, что великое
Коринфян множество к Христу обратилися. А до перваго Павлова к Коринфом
послания мощно надеятися, что и усугубилося число обратившихся к Господу. Ибо
от вышепомянутой Павловой в Коринфе проповеди три лета прошли до перваго к
Коринфом послания, по изследованию лучших Хронологов. Как же могла скудость
быти Христианскаго в Коринфе народа, для которой принужден был бы Апостол
попускать браки верных с неверными? Чего, если бы беззаконно было, не попустил
бы ни для какой нужды той, который глаголет о себе в послании к Галатом, глава
1. — Аще бых еще
человеком угождал, Христов раб не бых убо был (1 Коринфяном 2). Аще же и был
Апостол всем вся, но таковое свое угождение всемь твориль не к греху, но к
спасению их, якоже сам о себе изъявляет, и якоже и прочим велит угождати
ближнему, но в благое, к созиданию (Рим. 15). Как же бы угождал Апостол
Коринфяном в благое к созиданию, но попуская браки верных с неверными, аще бы
таковые браки сами собою были нечисты, скверны и беззаконны? Но коего лучшаго
на сие требуем известия и толку, яко самаго же Павла Апостола? Ибо когда
заповедает верному мужеви жену неверною, також и верной жене мука невернаго не
оставляти, не токмо не воспоминает никоея же нужды заповедания своего, но ясно
утверждает брак таковый быти правильный и законный таковым доводом: иначе бо
чада ваша нечиста были бы, ныне же свята суть. То есть: если бы брак ваш
вернаго лица с неверным был беззаконен; то и чада ваша незаконная чада, но
прелюбодейчища были бы: ныне же свята суть, то есть правильная и законная чада.
И от сего ясно показует, что брак лица вернаго с неверным правильный и законныя
есть. Еще же таковых браков и многие образы, как в ветхом, так и в новом завете
обретаются которых сочетания не попустила бы, а сочетанныя бы разводом
разрушила церковь, если бы оные браки были сами собою неправильные и
богопротивные.
И от сих доводов извествуемся, что
когда полагаются запрещения, дабы верное лице с неверным, или со иноверным не
брачилося; тогда не просто брак их запрещается, аки бы сам собою был он беззаконный,
но токмо для некоего бедства, таковому браку следовати могущаго: наипаче же,
дабы верное лице не совратилось к зловерию невернаго, или иновернаго своего
подружия. И ясно закон Божий помянутыя вины ради запрещавает Израильтяном
творите браки с Хананеами. Совратятся, рече, дщери твоя в след богов их, и
сынове твои совратятся в след богов их. Исход. глава 34. Второзакония 7. Иисуса
Навина 23.
Если же не просто запрещается брак
верных с неверными, и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные
были, но ради вышереченнаго опасства; то когда будет сильное и довольное
оберегательство, дабы верное лице не совратилося к неверию, или иноверию своего
подружия: тогда без всякаго сумнительства может верное лице с неверным или
иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не
боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак
Израилю с Хананеом запрещен есть вины ради вышеименованныя, запрещен есть и
веякий завет, или мирный союз тоеяже ради вины. Исхода глава 34, и Исхода глава
23. Однако ж когда совращения себе от союзничества с неверными Иудеи не
опасалися, делали мирные союзы с невернымн безгрешно, яков союз был Давила Царя
с Хирамом Царем Тирским; 2 Цар. гл. 5. и с тымжде Хирамом Соломона Царя; 3 Цар.
гл. 5, и благочестиваго Царя Асы с Царем Сирским; 3 Цар. гл. 51. и Иуды
Маккавея с Римляны; книга 1 Маккав. гл. 8, и Ионафана Архиерея с Римляны же и с
Спартиаты; книга 1. Маккав. гл. 12. Подобный образ показует нам Апостол в
запрещении идоложертвенных брашен: ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть
опасение, да не соблазнятся немощнии братия, а где таковаго опасения нет, не
запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковыя не суть скверна. 1 Коринф., гл.
8. и 10. Таковое разсуждение имеет церковь Божия и в деле бракотворения с
иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасался совращения лица
вернаго. Но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов
Иосифа Патриарха, Моисеа, Есфири и прочиих.
И отсюду всяк познати может, в коей силе
положено запрещение браков с неверными или иноверными, и когда таковых браков
хранится, когда же и не хранится подобает.
Таковое ж разсуждение о помянутых
браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и видя великую
на некиих в России местах брачнаго иноверных с верными сочетания нужду, яковая
является в доношении из Берг-Коллегии, не попускает просто православным с
инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором
отнюдь не опасатися совращения лица вернаго. А именно: прежде сочетания брака у
тех пленников, который с согласия изберите себе из Русских в жену, или и
свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу,
взят сказку за рукою под штрафом жестокаго истязания, что ему, по сочетании
брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами, и никакими виды
в веру своего исповедания не приводит, и за содержание веры ея православныя
поношения и укоризны не чинит. И от которых будут родитися дети мужеска и
женска пола, и их крестят в православную веру Российскаго исповедания. И как в
младенчестве, так и в совершенном возрасте обучать их всякому православному
Церкве Восточныя обычаю. А в свою веру, также как и жен своих, не склонять, но
попускать содержать им ту православную веру даже до кончины своея. И когда кто
такою сказкою обяжется, то позволять женитися. А ежели кто такой сказки дать не
похочет, и таким жениться на Русских девках и вдовах не попускать. А ежели кто,
дав такую сказку, женятся, а потом со временем жену свою, или детей склонит в
свою веру, а о том известится, и о таковых чинить, как церковныя правила и
законы градские повелевают. Православнии же священницы, кто из оных в приходе
своем имеют иноверцев, с Русскими женами сочетавшихся, должки суть, под
лишением сана своего, со всяким прилежанием и бодростию наблюдать, не деется ли
сему оберегательству противное; и ходят ли жены Русския, иноверным мужем
сопряженныя, в церковь; исповедаются ли духовником своим, и причащаются ли Тайнам
Евхаристии Святыя у их же восточнаго исповедания пресвитеров. И тожде смотреть
и за детьми их, как женскаго, так, и мужескаго пола от седмолетнаго возраста.
Высочайшия же и самодержавния власти
имеют к таковым бракам собственныя иногда великия нужды, а оберегателество
крепчайшее делают своими важнейшими контрактами.
Таковым же оберегательством не только
удобь сохранены будут правоверная лица от совращения к иноверию, но и полается
благонадежие, что и инославная лица обратятся к православию. Наипаче аще православное
подружие пребывати потщится в страсе Божии, и образ нелицемернаго благочестия
на себе покажет. И несуетно сего надеемся, но взирающе на непогрешительных
наставников наших Апостол Святых, которыи туюжде имели, и в писаниях своих
известили надежду свою: Павел бо Великий пишет: что веси жено, аще мужа
спасеши: или что веси мужу, аще жену спасеши (1 Кор. 7, ст. 16.)? И еще с
большим недеянием пишет Петр Святый: и аще нецыи не повинуются слову, женским
житием без слова пленени будут, видевше, еже со страхом чисто житие (1 Петр. 3,
ст. 1.). Тот же разум был и великих учителей наших: ибо Василий Великий
вышепомянутое Павлово повеление, еже бы лицу верному от невернаго подружия не
отлучатися, толкует (Василий Великий в послании к Амфилохию, канон 9.), яко
преданное в надежде обращения невернаго лица к благоверию.
Тожде сказует Златоустый, Амвросий,
Дамаскин, Феофилакт в толкованиях своих на седьмую главу перваго послания к
Коринфом. Иннии же и делом надежду Апостольскую исполнившуюся видели и
похвалили на родителех своих. Тако Святый Григорий Богослов похваляет Нонну
матерь свою, иноверному сопряженну мужеви, но увещанием и благонравием своим
мужа к благоверию приведшую. Тако и (Августин книга 9 исповеданий глава 9)
Август блаженный ублажает матерь свою Монику, которая родителя его, мужа же
своего, долго в неверии пребывша, также близь кончины суща, приобрете Христу.
Прислушает к сим и древний историк Еврейский (Иосиф книга древностей 1, глава
9. Том VI.) Иосиф, который похваляет Иакова Патриарха, что он, неверную появ
жену, дщерь Лаванову Рахиль, научил и презирати идолы своя.
И сия довольна суть всякому
благоразумному и неупрямому. Но и вящшаго ради утверждения предлагаются зде:
Образы правоверных лиц с неверными
или иноверными сочетавшихся.
От Священнаго Писания.
1. Иаков Патриарх женился с дщерию
Лавана невернаго. Бытия 29.
2. Иосиф с дщерию Пентефриа жреца
Египетскаго. Бытия 41.
3. Моисей с дщерию Иофора священника
Мадиамскаго. Исхода 2.
4. Сампсон имел жену Филистиню. Судей
14.
5. Вооз поят Руфу, жену Моавитскую Руф.
4.
6. Давид имел жену, дщерь Царя
Гасурскаго. 2 Цар. гл. з.
7. Соломон поят себе в жену дщерь
Фараона, Царя Египетскаго, еще в мудрости и благочестии достохвален пребывая.
Книга 3. Цар. гл. 3.
8. Есфирь жена бысть Ассвиру, Царю
Персидскому. Есфирь. 3.
9. Тимофей Апостол сын бе некия жены
Иудеанины верны, отца же Еллина; чесо ради и не обрезан был. Деяний гл. 16, ст.
1 и 3.
От историй Христианских Греческих.
10. Константина Великаго сестра была
за Ликинием.
11. Михаил Палеолог, Царь Греческий,
выдавал Марию дщерь свою за Князя Татарскаго, но Царевна присланная застала его
дже умерша и пошла за сына его. А приставник дела того был человек от чина
церковнаго, некий Архимандрит. Пишет Георгий Пахимер, великия церкве Протедикт.
Книга 3, историй гл. 3.
12. 13. Тот же две Царевны выдал за
двоих Латинскаго исповедания мужей. Пахимер, книга 3, гл. 6.
14. Иоанн Ласкарь, Царь Греческий,
имел жену Королевну Сицилийскую, Латинскаго исповедания. Пахимер, книга 3, гл.
7; и Никифор Григорас, книга 2, гл. 7.
15. Михаил Царь вышеименованный
другую дщерь свою Евфросинию выдал за Хана Татарскаго. Пахимер, книга 5, гл. 3;
и Никифор Григорас, книга 4, гл. 4.
16. Михаил. Греченин, Деспота
Епиротский, выдал дщерь свою за Манфреда, Короле Сицилийскаго, исповедания Латинскаго.
Пахимер, книга 1, гл. 32; и Никифор Григорас, книга 4, гл. 3.
17. Михаил вышепомянутый выдал дщерь
свою натуральную за Ногая, Князя Татарскаго. Никифор; книга 5; гл. 7.
18. Андроник Палеолог поял себе в
жену Королевну Гишпанскую. Никифор Григорас, книга 6; гл. 2.
19. Иоанн Кантакузин Царь Греческий,
выдал племянницу свою за Гима Арменина еретика, которыя потом был Королем
Арменским! Никифор Григорас, книга 12, глава 15.
20. Орхан Оттоманов, сын перваго Царя
Турскаго, поял себе в жену Феодору, дщерь Царя Греческаго Иоанна Кантакузина.
Пишет сам Кантакузин Царь в своей истории. Книга 3, глава 95 и Никифор
Григорас, книга 15, гл. 5 и Лаоник Халкондил историк Греческий же. Кинга 1,
глава 12, и книга родословная в родословии Солтанов Турских.
21. Вельможа Греческий, Ватац именем,
выдал дщерь свою за Солимяна Турчина. Никифор Григорас, книга 14, главка 11.
22. Амурат второй, Царь Турский, поял
себе в жену Елену, дщерь Деспоты Сербскаго. В родословии Солтанов Турских.
23. Елена Царевна, дщерь Алексия
Комнина, Царя Трапезундскаго Греческаго, была за Магометом вторым, Царем
Турским. Родословие Солтанов Турских.
От Историй Славено-Христианских.
24. Великаго Князя Российскаго
Ярослава дщерь Анна, выдана была за Генрика перваго, Короля Французскаго 1060
года, и родился от нея Филипп, Наследник короны Французской, который и
коронован на Королевство еще при животе отца своего.
Пишут о сем древния историки,
именованнии в Лексиконах исторических: Немецком, печатанном в Липске, 1079 го
да, и Французском, печатанном в Амстердаме; 1072 года, под именем Генрик
Первый.
25. Тот же Георгий Ярослав, Великий
Князь Новгородский и Всероссийский, понял себе в жену Ингру, Королеву Шведскую.
Иоанн Локцений, страница 22.
26. Мария, дщерь Великаго Князя
Киевскаго Всеволода, была жена Короля Польскаго Болеслава храбраго. История
Польская и Киевская.
27. Елена Ивановна, Великая Княгиня
Российская, была жена Александрова, Короля Польскаго. История Королей Польских.
28. Князь Глеб Васильковичь
Российский женился в орде; так пишет старый летописец Новгородский, и что
разуметь больше, не означил.
29. Димитрий Михайлович, Князь
Тверский, понял дщерь Гедимана Великаго, Князя Литовскаго, Тот же.
30. Константин Василиевич, Князь
Суждальский, женил сына своего Бориса с дщерию Олгерда Гедимановнча, Великаго
Князя Литовскаго. Тот же.
31. Мария Володимировна, Великая
Княжна Российская, была, за Великим Князем Голщтинским. Родословие Князей
Российских.
32. Евдокия Петровна Солтакова, пошла
за Потоцкаго Поляка. О сих всех браках пишущие историки браков тех не охужают,
и никакой им противности от духовных пастырей не воспоминают.
Имеем же достовернаго и в живых
свидетеля, Тайнаго Действительнаго Советника, Превосходительнаго Сенатора и
Кавалера, Господина Петра Андреевича Толстаго, который в бытность, свою в
Царе-Граде на посольстве, самовидец был таковаго брака. Венчался Посол от
Статов Галандских, Граф Яков Колиер с женою православнаго Греческаго
исповедания, а венчал их сам Константинопольский Патриарх, блаженныя памяти
Гавриил. На который брак и помянутый господин был зван на пиршество. И о том в
Святейший Правительствующий Синод прислал свое на письме свидетельство, сего
1721 года, Июля 5 дня.
34. А о
простаго народа браках с иноверными, засвидетельствует вся Республика Польская,
в которой православнии женятся с дщерьми иноверными, — как Католицкаго так и Августинскаго,
то есть Лютерскаго исповедания, не противляющимся духовным пастырем.
Полное собрание законов Российской
Империи, ст. 3814.
0 коммент.: